В этой статье мы поговорим о международных экзаменах, которые чаще всего сдают студенты из России, и посмотрим на то, как к ним наиболее эффективно готовиться. Именно описанной последовательности я придерживаюсь, когда готовлю к экзаменам своих учеников.

Какие бывают экзамены

Международными очень часто называют

  • тесты, определяющие степень владения иностранными языками,
  • экзамены, необходимые для поступления в зарубежные вузы,
  • квалификационные экзамены для специалистов различных областей.

Эта тема очень широка, а количество тестов измеряется сотнями, поэтому в этой статье мы будем говорить об экзаменах, которые непосредственно связаны с английским языком:

1. Тесты на знание английского языка. В нашей стране самыми распространенными из них являются:

TOEFL — экзамен от американской организации ETS

IELTS — совместный проект Британского Совета, организации IDP: IELTS Australia и Cambridge ESOL

KET, PET, FCE, CAE, CPE — линейка экзаменов от подразделения ESOL Кембриджского Университета (Cambridge English Language Assessment).

2. Экзамены, необходимые для поступления в вузы США —

SAT и ACT — для поступления на бакалавриат

GRE и GMAT — для поступления в магистратуру

Как правило, перечисленные выше тесты — TOEFL, IELTS, FCE/CAE/CPE — сдают для того, чтобы получить официальное подтверждение своего уровня языка, например, для работодателя или поступления в иностранный вуз. В последнем случае от вас могут потребовать пройти дополнительные испытания, например, сдать SAT, ACT, GRE или GMAT. Между экзаменами из первой и второй группы есть принципиальная разница — первые были разработаны специально для не-носителей английского языка и проверяют владение английским языком как иностранным. Что касается экзаменов для поступления в зарубежные вузы и квалификационных экзаменов для специалистов (например, ACCA для бухгалтеров или GATE для инженеров), то они изначально рассчитаны для носителей английского языка и не имеют адаптированных версий для иностранных кандидатов. Поэтому в TOEFL, IELTS и тестах кембриджской линейки присутствуют части, проверяющие аудирование и говорение, а в SAT, GRE и GMAT, соответственно, их нет. Вместо этого там есть математическая часть, так как эти экзамены проверяют ваше умение учиться в целом — способность к критическому и логическому мышлению и анализу информации, умение структурировать и четко выражать свои мысли и отстаивать свою точку зрения.

В этой статье мы, в основном, рассматриваем ситуацию, при которой тесты нужны для поступления в зарубежные вузы. Если вы сдаете экзамен «для себя», то есть для официального подтверждения владения языком на определенном уровне, последовательность действий будет практически такой же, а вот темп может быть более размеренным, так как дату экзамена вы определяете сами. Что касается выбора теста, лучше всего под эту цель подходят экзамены кембриждской линейки KET/PET/FCE/CAE/CPE и IELTS General Training.

Особенности форматных экзаменов

Тесты, о которых идет речь, также называют «стандартизированными» или «форматными», и, на мой взгляд, эти определения намного лучше отражают суть этих испытаний. Они означают, что структура экзамена неизменна вне зависимости от варианта, который вам достанется. Где бы вы ни сдавали TOEFL, вы можете быть уверены, что в вашем тесте окажутся четыре части, которые будут идти в определенной последовательности, при этом каждая из частей будет длиться то количество времени и состоять из тех типов заданий, которые официально заявлены составителями теста, в данном случае организацией ETS — https://www.ets.org/toefl/ibt/about/content/ На форматных тестах не бывает неожиданностей, и это определяет первое правило работы с ними — для успешной подготовки к тесту очень важно быть хорошо знакомым с его структурой. Даже студенты, владеющие языком на достаточно высоком уровне, сдают тест намного лучше, если предварительно тренируются на пробных материалах. Понимание структуры теста и знание того, чего ожидать — это примерно четверть или даже треть от вашего итогового балла за этот тест.

Второе правило подготовки — чем более организованной будет ваша подготовка к экзаменам, тем меньше времени она займет и тем лучшего результата вы добьетесь.

Составление плана подготовки

Перед тем, как приступить непосредственно к занятиям, надо обязательно составить план, для которого, в свою очередь, нужна такая информация:

  • необходимый балл;
  • deadlines, то есть крайний срок подачи документов;
  • уровень языка на момент начала подготовки.

Теперь посмотрим подробнее.

Информацию о минимальных баллах для зачисления можно найти на сайте вуза, в который вы будете поступать. Это может быть, например, 100 баллов по TOEFL http://www.admission.ucla.edu/prospect/intl.htm для University of California Los Angeles, 6.5 баллов по IELTS http://arts.unimelb.edu.au/students/future/graduate-coursework/english-requirements для University of Melbourne или Pass at Grade C и выше по CAE https://le.ac.uk/study/international-students/english-language-requirements/equivalent для University of Leicester.

На сайте вузов вы также найдете информацию о том, когда ваши результаты должны быть в университете. Например, вот так это выглядит в Grinnell College https://www.grinnell.edu/admission/apply/first-year/requirements Как мы видим, иностранные студенты должны предоставить документы для рассмотрения до 15 января. Так как речь идет о TOEFL и американском вузе, для этого может потребоваться примерно месяц — 10-14 дней на проверку самого экзамена и 7-10 дней на отправку результатов, то есть тест желательно сдавать не позднее начала декабря (примем во внимание и Christmas break — рождественские каникулы). В случае с кембриджскими экзаменами результатов и сертификата придется ждать дольше — около двух месяцев. Поэтому, если вы сдаете экзамены для поступления, всегда помните о дате подачи документов в вуз, сроках проверки теста и времени, необходимом для пересылки сертификата в учебное заведение. Обратите внимание, что регистрацию на экзамен также нужно планировать заранее. Некоторые экзамены могут проводиться редко — несколько раз в год — и требовать регистрации за четыре-шесть недель, как, например, SAT и экзамены кембриджской линейки.

Есть еще один очень важный момент, связанный с планированием и выбором даты экзамена.

Не готовьтесь к тестам заранее и не сдавайте их «про запас»! Планировать подготовку нужно так, чтобы закончить занятия сразу перед экзаменом. Дату экзамена нужно выбирать так, чтобы ваши результаты дошли до учебного заведения вовремя или немного раньше. Почему это нужно делать именно так?

Некоторые тесты, как мы говорили, имеют срок действия — например, у TOEFL и IELTS это два года. Сдавать их следует именно в тот год, когда вы планируете подавать документы на поступление. Иногда процесс поступления в зарубежные вузы сильно затягивается (например, поступление в американские вузы надо начинать за год-полтора), и заранее сданные тесты приходится пересдавать. Однако это не главная причина.

Подготовка к экзамену включает в себя тренировку навыков, специфичных для форматных экзаменов, набор большого количества новых и сложных слов и выполнение пробных тестов. Эти навыки нельзя просто наработать (а слова просто выучить) и оставить до того времени, когда они вам понадобятся. Все это нужно постоянно поддерживать в рабочем состоянии, повторять лексику и выполнять пробные тесты, чтобы не потерять форму. Последний полный пробный тест лучше всего выполнить за два дня до экзамена, чтобы на сам экзамен уже прийти во всеоружии. Если вам нужно сдать тест в апреле, а вы завершили свой курс подготовки уже к январю и ничего не делаете, большая часть ваших усилий и времени просто будет потрачена впустую. Особенно это касается тренировки устных заданий и работы над письменными заданиями.

Исходный уровень языка

Мы подошли к самому важному — исходному уровню языка. Именно этот показатель, а не срок подачи документов, определит длительность курса подготовки. Более того, сдача форматных экзаменов — это один из тех случаев, когда полагаться на собственные ощущения от владения языком или на сертификаты, выданные организациями, не имеющими на это права, особенно опасно. Единственный способ понять сколько вас отделяет от желаемого балла — это проделать полный пробный тест, желательно даже два для более объективной картины. Пробные тесты доступны на официальных сайтах экзаменов (приведено в таблице в конце статьи), а также в многочисленных сборниках для подготовки. Я рекомендую брать именно официальные пробные тесты, так как варианты из других источников могут быть легче или сложнее. Так как все тесты содержат письменную часть (эссе), а некоторые еще и устную, для объективной оценки вам понадобится преподаватель, хорошо знакомый с критериями оценки устных и письменных ответов. Эти критерии также доступны на сайтах экзаменов, но очень важно правильно интерпретировать и применять их. Результаты пробных тестов нужно очень внимательно проанализировать. Как мы говорили выше, в тестах не бывает ничего неожиданного — количество и виды текстов/аудио, количество вопросов на текстов, количество вариантов ответа, устные задания и письменные задания — все это известно заранее, поэтому выполнение пробного теста даст вам представление о том, какие задания представляют для вас сложность. Не менее важный вопрос — количество времени, отводимое на каждую часть. Пробный тест нужно делать, обязательно соблюдая все временные ограничения, так как только в этом случае он даст относительно достоверную картину.

Собрав всю информацию, мы получим представление о том, как построить подготовку к экзамену. Как правило, план работы складывается из работы над навыками — общими и специальными — и проработкой конкретно ваших слабых мест.

Здесь мы касаемся важного вопроса — что общего между подготовкой к экзамену и изучением языка в принципе? Многие преподаватели согласны в том, что подготовка к экзамену — это знакомство с форматом теста, отработка специальных навыков, необходимых для успешного выполнения экзаменационных заданий, набор специфической лексики, и работа над пробелами в знаниях, которые опять же помешают успешно справиться с тестовыми вопросами. Это отличает ее от изучения языка в целом, которое предполагает постепенную работу над всеми аспектами языка. Кроме того, если язык изучался в основном по пособиям General English, то есть общего английского, велика вероятность, что для сдачи академического экзамена этого будет недостаточно, например, потребуется набрать больше академической лексики и работать над академическим письмом.

Погружение в Academic English и набор большого объема академической лексики — неотъемлемая часть подготовки к экзаменам для поступления. Сюда, как правило, входит активная работа с вокабуляром с помощью специальных учебников и списков слов, а также чтение и аудирование текстов соответствующего направления. В начале работы это могут быть такие издания как The Daily Telegraph, The Guardian, Chicago Tribune, The New York Times, для аудирования — качественные документальные фильмы, например, от BBC и National Geographic, а также популярные лекции TED. Со временем можно переходить на более сложный контент, например, статьи в таких изданиях как The Economist, Newsweek, Time, The New Yorker, а также записи лекций и бесплатные курсы от университетов США и Великобритании, так называемые MOOC (Massive Open Online Courses), доступные через систему edX.

Общее правило здесь такое — если желаемый балл значительно отличается от текущего, это значит, что вам необходима не подготовка к экзамену в ее классическом понимании, а повышение уровня языка. Например, при разнице в 20-25 баллов на TOEFL (необходимый балл 100, текущий 80), тренировка экзаменационных стратегий и навыков не поможет — в этом случае просто не хватит языка, чтобы справиться с заданиями. Если цель — CAE на A или B, а пробные тесты показывают границу между Upper-Intermediate и Advanced, одна работа с пробными тестами будем недостаточной — в этом случае тоже нужно поднимать общий уровень языка. Экзамены SAT/GRE/GMAT требуют очень уверенного знания языка и начинать к ним готовиться, то есть рассматривать непосредственно структуру теста и отрабатывать типы вопросов, можно начинать только на уровне Advanced. До этого подготовка к тесту будет заключаться в интенсивном изучении Academic English, то есть академического английского.

Как и при изучении иностранного языка в целом, при подготовке к экзаменам очень важно ставить реалистичные цели. Повторю, что сроки подготовки надо определять исходя из правильно определенного текущего уровня и необходимого балла. И уповать только на стратегии и различные уловки нельзя. Хорошо знать структуру теста действительно важно, но первичным является ваше знание языка, в том числе для вступительных и квалификационных экзаменов. Если вы не понимаете половины текста, то не сможете справиться с вопросами, сколько бы вы на них себя не «натаскивали». Если при текущем уровне языка вы можете составлять только простые предложения, то в письменной части любые «домашние заготовки» окажутся бесполезными.

Иногда студенты регистрируются на экзамен, и лишь после этого приступают к подготовке к нему. Как правило, это делается для того, чтобы дата экзамена и потраченные деньги были дополнительным мотивирующим фактором. Однако всегда лучше начать с диагностики и не полагаться на субъективные ощущения и вдохновляющие истории из Интернета о том, как кто-то «просто просмотрел пару пробников и сдал» (необязательно, кстати, это является пустым бахвальством — скорее всего, человек, написавший это, уже владел языком на уровне, достаточном для того, чтобы получить нужный ему балл).

Стоит добавить, что неразумным планированием неправильная подготовка не ограничивается. Самые распространенные и отнимающие время действия — это хаотичная подготовка и отсутствие плана, использование онлайн-ресурсов в качестве основного материала для подготовки, прорешивание пробных тестов вместо направленного решения проблем, заучивание всех слов подряд, перевод и пересказ текстов вместо работы над стратегиями чтения, и многие другие. Пожалуйста, не делайте этого. Ваше время можно потратить гораздо более эффективно.

Экзаменационные навыки и стратегии

Если уровень языка находится на нужном уровне, мы будем работать над такими навыками и стратегиями:

  • Умение работать с текстом — выделять главную мысль, детали, отношение автора к теме, логические связи в тексте, скрытую (подразумеваемую) информацию.
  • Умение делать записи во время прослушивания аудио задания, которые впоследствии станут хорошей опорой для ответа.
  • Умение внимательно прочитать/услышать вопрос и отвечать именно на него. Как ни странно, иногда ученики выбирают ответ, который кажется им правильным, но при этом не имеет никакого отношения к вопросу. Самый печальный, и при этом достаточно распространенный вариант этой ошибки — написать эссе не по теме. Помните, что вы всегда должны отвечать на вопрос, который вам задают, а не переиначивать и не интерпретировать его по-своему.
  • Умение организовать свой устный ответ так, чтобы за очень короткое время — как правило, речь идет о минуте-двух — как можно более полно ответить на вопрос и продемонстрировать максимум своих знаний
  • Умение планировать и распределять время на экзамене, особенно если при выполнении тренировочных тестов его не хватает или хватает впритык.
  • Умение делать educated guess, то есть подбирать правильный ответ, опираясь на фоновые знания по теме.
  • Отдельный большой раздел — это работа над academic writing, то есть академическим стилем письма.

Выполнение тренировочных тестов

После того, как мы подняли уровень языка и отработали экзаменационные стратегии, мы приступаем к третьему и последнему языковому этапу подготовки — выполнению тренировочных тестов.

Пробные тесты тоже надо выполнять правильно, а именно:

Соблюдать все временные рамки, не пользоваться вспомогательными материалами.

Разбирать неправильные ответы и ошибки — их количество и тип, анализировать почему была совершена ошибка (в том числе с помощью комментариев в книгах, где эти тесты даны), и отслеживать прогресс.

С особой тщательностью анализировать устные и письменные ответы, смотреть, какие стратегии были применены, а какие нет, и работать на то, чтобы с каждым заданием качество ответа росло.

Пробники желательно выполнять в том формате, в каком вы будете сдавать свой экзамен, то есть на компьютере или бумаге. Для компьютерных экзаменов вам понадобятся диски с программами, имитирующими экзамен, или доступ к пробным экзаменам онлайн. Конечно, для computer-based tests вы также будете делать пробные тесты на бумаге, но при этом важно не делать пометок в тексте, не зачеркивать неправильные ответы, то есть не вырабатывать зависимость от печатного текста. При этом можно делать пометки на черновике — они предоставляются для всех тестов. Для бумажных экзаменов я рекомендую потренироваться заполнять листок с ответами — для всех экзаменов они разные, и на самом экзамене вы быстрее управитесь с галочками, кружочками, заглавными/строчными буквами и сэкономите ценные минуты. Эти answer sheets, как правило, доступны во всех сборниках и несправедливо игнорируются учениками.

Чем больше пробных тестов будет выполнено, тем лучше. Однако качество, конечно же, важнее количества — предпочтительнее сделать четыре теста вдумчиво и с разбором ошибок, чем десять наспех и для галочки. В целом, если пять-шесть пробных тестов показывают приемлемый для вас результат, можно считать подготовку завершенной и либо идти сдавать тест либо продолжать делать пробники вплоть до дня сдачи по причинам, которые мы привели выше. Если стабильности нет, и тесты показывают сильно различающиеся результаты, надо вернуться и восполнить эти пробелы.

Полезная литература для подготовки к экзаменам

Для полноценной подготовки нам будут нужны специальные учебники. Литературу для подготовки к тестам можно поделить на три категории:

1. Официальное руководство от организатора экзамена. Это самое достоверный материал по экзамену, с которым обязательно нужно ознакомиться. В этой книге вы найдете:

  • Самое полное описание теста, все типы вопросов с объяснением их особенностей.
  • Критерии оценки устных и письменных ответов
  • Образцы эссе, выполненные на разные баллы, с оценками и их объяснением
  • Один или два пробных теста с ответами и развернутыми комментариями к ним.

Частично эта информация доступна на сайте экзамена, но официальное руководство отличается именно тем, что вся необходимая информация от официального источника вместе с пробными тестами собрана в одной книге.

2. Книги по подготовке к экзамену от других издателей. Как правило, они содержат упражнения на развитие навыков, необходимых в каждой части экзамена, упражнения на разные типы вопросов и пробные тесты с объяснением ответов. В приложения авторы включают полезную информацию, например, списки слов для заучивания, устойчивые фразы для письменных работ, советы по организации подготовки и так далее.

3. Книги для работы над конкретными навыками — чтением, аудированием, говорением, письмом, а также книги для расширения словарного запаса и пособия по грамматике.

4. Сборники пробных тестов. В таких книгах, скорее всего, не будет упражнений, только большое количество тестов для тренировки. Используя сборники от сторонних издателей, помните, что тесты могут в той или иной степени отличаться от оригинала по сложности.

Экзамены могут периодически менять свой формат — составители тестов объединяют части, добавляют новые и убирают старые. Могут также меняться типы вопросов и их количество. Например, TOEFL в 2005-2006 годах претерпел масштабные изменения, когда появился iBT —Internet Based Test. В предыдущей версии теста — PBT Paper Based Test (которая еще проводится в некоторых случаях) полностью отсутствовала устная часть, письменная часть включала только одно задание, а чтение было менее объемным. В августе 2019 формат экзамена был вновь изменен, но эти изменения были очень незначительными. Очень важно готовиться именно к последней версии теста и учитывать его текущий формат. В процессе подготовки в некоторых случаях можно использовать книги, написанные под старый формат, но нужно быть с ними очень осторожными, особенно при выполнении пробных тестов из старых книг, так как опираться на их результаты нельзя. Напомню, что самую свежую информацию нужно искать на сайте экзамена, то есть организации, которая его проводит.

Есть еще несколько факторов, влияющих на ваш успех на экзамене.

1. Умение концентрироваться и не «отключаться» при чтении и аудировании сложных текстов на протяжении полутора-двух часов. Есть много причин, по которым людям становится сложно удерживать внимание на одном тексте в течение продолжительного отрезка времени — это и постоянное одновременное выполнение нескольких задач (multitasking), и использование современных электронных устройств с поминутным переключением от одного приложения к другому, от одной страницы с информацией к другой, и быстрый хаотичный характер нашей жизни в целом. Все это в совокупности приводит к тому, что человеку становится очень сложно долго концентрироваться на одной задаче. Тексты в экзаменах длинные и замысловатые, ответы требуют предельного внимания, поэтому рассеянность и блуждающие мысли могут стоить вам многих баллов. В учебниках для подготовки авторы всегда обращают на это внимание и советуют — «Don’t let your mind wander», «Avoid spacing out», «Don’t let words run over your head like rainwater», что говорит о том, что это проблема распространенная. Решение здесь, как всегда, одно — практика и еще раз практика. Сначала вам может быть сложно, особенно с аудированием, мозг будет пытаться выключиться и предательски уводить вас в другую сторону, но со временем вы научитесь оставаться собранными на протяжении всего теста и не будете делать ошибки из-за невнимательности.

2. Достаточное количество так называемого background knowledge. Составители теста утверждают, что в письменных и устных текстах есть вся необходимая информация для того, чтобы ответить на вопросы, и это действительно так. Но понимание материала улучшается, если у вас есть фоновые знания в различных областях. Практика показывает, что если ученику попадается текст по его специальности, то работа идет бодрее, и отвечать на вопросы становится немного легче, так как уже существующие знания помогают лучше понять экзаменационный материал. Конечно, мы не можем знать все, но начитанность и широкий кругозор очень помогают в академических экзаменах. Фоновые знания также очень помогают при ответах на устные и письменные задания. Конечно, вопросы в этих разделах не требуют специальной подготовки, но чем более внятные объяснения и интересные аргументы и примеры вы сможете предложить, тем выше шанс на высокий балл.

3. Психологическая подготовка. Здесь сложно дать какие-то рекомендации в рамках одной статьи, так как все люди очень разные. Одно можно сказать определенно — чем лучше вы готовы к экзамену, тем более уверенно будете себя чувствовать. Иногда ученики списывают тревогу на нормальное состояние перед экзаменом, и, конечно, волноваться перед таким ответственным мероприятием вполне естественно. Однако если:

  • вы хорошо, много и долго готовились;
  • досконально знаете, как будет проходить тест, в каком порядке пойдут задания;
  • привыкли к ограничениям по времени и счетчикам, отсчитывающим секунды;
  • последние пробные тесты показывают нужные вам результаты;

вы будете чувствовать себя намного более уверенно и спокойно. Это, в свою очередь, означает, что вы не потеряете время и баллы из-за волнения и растерянности.

Если вы долго готовились, но так и не сдали ваш тест — ни в коем случае не отчаивайтесь. Вероятно, в процессе подготовки были допущены какие-то ошибки, либо вы просто неправильно оценили степень своей готовности. Это может что угодно — не доучили слова, мало писали эссе, небрежно отнеслись к тренировке устных заданий, не научились рассчитывать время, и так далее. Грамотный анализ ситуации поможет понять, как действовать, чтобы не следующий раз получить нужный балл.

И последнее. Совет, который я даю всем ученикам —

think beyond your test.

Международный экзамен — это только первый шаг к вашему образованию за рубежом, и с получением такого желанного сертификата все только начинается. Работу над языком надо обязательно продолжать, во-первых, чтобы не растерять то, что вы с таким трудом наработали, а во-вторых, потому что обучение на английском языке требует очень высокого уровня — вам предстоит читать объемные научные статьи, посещать лекции, участвовать в дискуссиях и писать очень много эссе и других работ. Академический английский теперь часть вашей жизни, и чем активнее вы будете работать над своим языком до поступления, тем больше вы сможете взять от своей программы в иностранном вузе и тем успешнее будет ваше обучение.