В этой статье я опишу основные стратегии для работы с заданиями на чтение экзамена TOEFL. Моя цель заключается не в том, чтобы научить вас делать все задания и отдельно рассмотреть каждое из них — эти задачи лучше всего решать с помощью специальных учебников. В этом материале, так же как и в последующих про говорение и письмо, я бы хотела обратить ваше внимание на то, что нужно сделать, чтобы правильно читать тексты, находить в них правильные ответы, при этом укладываясь во временные рамки.

Типы заданий в TOEFL Reading

Прежде чем начинать разговор о стратегиях работы с текстами в TOEFL Reading, посмотрим на содержание этого раздела.

Задание TOEFL Reading представляет собой текст и десять вопросов к нему. В тексте обычно от четырех до шести параграфов. Каждый вопрос относится к одному из десяти типов:

Basic Information and Inferencing questions

1. Factual Information questions — самый базовый тип вопросов на содержание текста и присутствие в нем определенной информации.

2. Negative Factual Information questions — вопросы на отсутствие определенной информации в тексте.

3. Inference questions — поиск так называемой «подразумеваемой» информации в тексте, то есть для выбора правильного ответа нужно сделать определенный вывод из имеющейся информации.

4. Rhetorical Purpose questions — необходимо ответить на вопрос, почему автор включил ту или иную информацию в текст.

5. Vocabulary questions — вопросы, в которых необходимо выбрать наиболее подходящий синоним к какому-либо слову из текста

6. Reference questions — вопросы, в которых нужно указать, к какому из слов относится выделенный для вас referent, то есть такие слова, как he, she, it, your, their, this, etc.

7. Sentence Simplification questions — дано предложение из текста; вам необходимо выбрать вариант предложения, которое как можно точнее передает содержание исходного

8. Insert Text question — дан параграф из текста и четыре предложения; вам необходимо вставить предложение в наиболее подходящее место этого параграфа, то есть вернуть его в текст

Эти восемь типов вопросов также относятся к стандартному виду Multiple choice questions, то есть заданиям, где даны четыре варианта ответа, один из которых будет верным.

Reading to Learn questions – в этих заданиях вам нужно выбрать предложения, которые наиболее точно выражают выделенную для вас мысль из текста. Это:

9. Prose Summary

10. Fill in a Table

Навык работы с текстом

Самый главный навык для работы с TOEFL Reading – это научиться правильно читать текст. Все тексты в этом экзамене построены по одному принципу:

Введение — introduction, где обрисовывается тема и вводятся основные идеи;

Основная часть из трех — четырех параграфов – body, где автор дает основную информацию по этой теме, например, описывает теорию, выдвигает гипотезу и обосновывает ее, приводит точку зрения на какое-либо явление и перечисляет ее сильные и слабые стороны, последовательно описывает исторические события или природные явления, и так далее;

Заключение – conclusion с заключительными мыслями по теме. Ничего нового, как правило, в conclusion нет.

Параграфы также следуют достаточно строгой структуре — в начале параграфа изложена основная мысль, которая будет раскрыта в следующих предложениях. Таким образом, текст разделяется на параграфы не произвольно — разделение на параграфы происходит там, где автор переходит от одной идеи к другой. Зная эту структуру, можно более эффективно подходить к чтению текста.

Как правильно читать текст

Существует два противоположных подхода к первому чтению текста:

1. Не читать текст вообще и сразу переходить к вопросам.

2. Медленно и вдумчиво прочитать текст полностью.

Как обычно, истина посередине. Лучшее, что вы можете сделать, когда текст появляется перед вами на экране, это:

1. Внимательно прочитать введение и отметить про себя, о чем этот текст, зачем он был написан, о чем автор хочет нам рассказать.

2. Прочитать первое предложение каждого параграфа, чтобы понимать, о чем там идет речь и понять общее содержание текста

3. Прочитать заключение и отметить мысли, которые вам уже встречались выше.

С помощью такого подхода вы сможете получить общее представление о тексте и понять progression of ideas, то есть что следует за чем в этом повествовании. Этим вы одновременно сэкономите время для работы с вопросами и будете знать, в каком параграфе искать нужную вам информацию. Читая текст полностью, вы потратите много времени, и вам так или иначе придется перечитывать значительные отрывки текста. Вопросы в TOEFL требуют внимания к самым мелким деталям, поэтому одного, даже внимательного прочтения текста недостаточно для того, чтобы все понять и запомнить.

Если привычка читать текст полностью уже сформировалась, и вам тяжело от нее отказываться, нужно посмотреть, как вы в целом справляетесь с частью Reading. Если вам хватает времени на все вопросы, и вы совершаете допустимое количество ошибок (допустимое с учетом балла, который вы хотите получить), то, возможно, переучиваться нецелесообразно — это может только навредить. Однако если у вас постоянно оказывается недостаточно времени на все десять вопросов, вы совершаете много ошибок, и в целом вам приходится работать в спешке, нужно использовать более эффективный подход.

Следующий важный навык — научиться не стопориться из-за незнакомых слов. Очень часто скорость чтения замедляется именно потому что ученик пытается понять каждое слово, а при виде незнакомых слов останавливается, чтобы вспомнить или понять из контекста, что это слово значит. Здесь надо сделать важное отступление. Если в тексте вам непонятно более десяти процентов слов, сложить общий смысл действительно будет очень сложно. К сожалению, медленный темп здесь не поможет, так как это говорит о том, что материал слишком сложный, и вам нужно повышать общий уровень языка перед тем, как браться за TOEFL. Если же вас выбивают из колеи любые новые слова, особенно научные термины, над этим нужно работать. В текстах всегда, на любом уровне будут встречаться незнакомые слова, и это совершенно не означает, что вы не сможете найти правильные ответы на вопросы. Методика работы над этой проблемой, к сожалению, в эту статью не поместится, но осознать проблему и сознательно заставлять себя не застревать на сложной лексике будет первым шагом в работе над этим затруднением.

Не менее важно научиться правильно работать с transitional expressions или просто transitions. Это выражения, которые обеспечивают тексту cohesion and coherence, то есть служат для связки, выделения, противопоставления, перечисления и объяснения идей, а также логического перехода от одной идеи к другой и построения причинно-следственных связей. К ним относятся как простые и всем известные and, but, first, yet, in conclusion, так и более сложные consequently, nevertheless, most importantly, furthermore и многие другие. Понимание того, что чего автор использует ту или иную transition, и как они влияют на смысл высказываний, очень поможет вам понять смысл текста и его деталей и таким образом лучше справиться со сложными вопросами, особенно insert sentence type questions.

Стратегии работы с Reading

Как я уже писала выше, мы не будем разбирать отдельные стратегии. Однако когда вы готовитесь к тесту, не делайте задания просто одно за другим — обращайте внимание на то, как быстрее и лучше справиться с каждым вопросом. Например, полезная стратегия для Vocabulary in context questions — это убедиться, что вы выбираете не словарное определение слова, а именно то, что оно означает в контексте. Если вы сомневаетесь, подставьте слова в текст и посмотрите, сохранило ли предложение свой смысл. Когда вы работаете с reference questions, убедитесь, что выбранное вами слово согласуется с referent в числе, лице и падеже (subject/object). Как и с предыдущим типом вопроса, подставьте ответ в текст и в этот раз проверьте предложение не только на смысл, но и грамматику.

Выше мы уже говорили о том, как знание transitions поможет вам в работе с insert type questions. Еще одна полезная стратегия — это понимать, какие функции могут выполнять предложения и разобраться, какого именно в тексте не хватает. Например, можно выделить такие типы предложений:

  1. A general sentence that introduces the topic.
  2. A sentence that gives details of a supporting idea within the passage.
  3. A sentence that ends the paragraph.

Как улучшить свой навык чтения

Последнее, на чем мы остановимся — это то, как улучшить свой навык чтения. Безусловно, работа над общим уровнем языка, в том числе увеличение словарного запаса, положительно скажутся на умении работать с текстом. Однако, как я всегда напоминаю ученикам, если вы TOEFL необходим вам для поступления в зарубежный вуз, нужно мыслить на перспективу и помнить, что в университете вам придется читать гораздо более объемные и сложные тексты. Поэтому стоит приложить дополнительные усилия. Начиная готовиться к TOEFL, непременно нужно завести привычку читать аутентичный материал на английском языке. Прежде всего, вы должны:

  • читать как можно больше;
  • читать сложный материал — учебники, академические тексты и качественную прессу;
  • читать разнообразный материал — в вашем списке должны быть статьи по биологии, физике, астрономии, географии, социологии, политологии, литературе — то есть все то, что составляет содержание TOEFL.

Работать с текстами можно по-разному, в том числе тренировать в процессе чтения специфические навыки для экзамена. В частности, можно:

  • Быстро просмотреть текст (scanning) и выделить основную информацию — даты, числовые данные, названия, имена, ключевые термины.
  • Бегло прочитать текст и выделить main idea, то есть основную мысль текста.
  • Выбрать несколько незнакомых слов и постараться понять их значение с помощью контекста.
  • Выделить местоимения (it, him, your, themselves, one, who, that, etc.) и определить, к какому существительному они относятся.
  • Определить структуру текста и ключевые идеи каждого параграфа.
  • Сделать заключение к тексту (если оно отсутствует).
  • Выписать и выучить полезные слова и выражения (ни в коем случае не все подряд).

Как видите, существует масса способов работать над своим навыком чтения. Недостатка в материалах, как учебных, так и аутентичных, также нет. Успехов в подготовке к экзаменам!