Ранее мы говорили об общих принципах изучения лексики для экзаменов. Теперь посмотрим на практическую сторону этого вопроса и узнаем, как работают карточки для изучения лексики и как их правильно делать.

Зачем нужны flashcards

Как мы говорили во вводной статье, подготовка к TOEFL или GRE очень часто предполагает значительное расширение своего словарного запаса множеством сложных и иногда редких слов в относительно короткие сроки. Обычный «естественный» метод, при котором лексика изучается постепенно по мере знакомства с различными темами, здесь не работает. Поэтому мы будем говорить о методах прицельного и интенсивного наращивания лексики для экзаменов. В первую очередь мы рассмотрим работу со словарными карточками, так называемыми flashcards – поговорим о том, как их делать и как работать с ними максимально эффективно.

Одним из важнейших принципов работы с лексикой является рециркуляция — то есть постоянное активное употребление либо пассивное восприятие слов и выражений. Все, кто имеет даже небольшой опыт изучения иностранного языка, наверняка знают, что стоит сделать перерыв в обучении — и выученное стремительно забывается. Поэтому лексику нельзя просто взять и выучить раз и навсегда — ее нужно постоянно повторять.

Однако для того, чтобы повторять именно лексику, которая нам нужна, она должна существовать в удобном для изучения и повторения виде. И здесь нам на помощь приходят vocabulary flashcards – карточки для изучения лексики.

Как работать со словарными карточками

Метод работы с карточками достаточно прост и называется spaced repetition. Если вы пользуетесь специальными программами для изучения слов, например, Quizlet, то система сама будет перемешивать ваши карточки и предлагать те, которые вам нужно повторить. Однако здесь мы разберем классический способ работы с бумажными flashcards для того, чтобы лучше понять принцип работы этого метода. Допустим, вы уже приготовили некоторое количество карточек с нужными вам словами. Вот что делать дальше.

  1. Возьмите примерно 50 карточек. Это будет ваша основная, или рабочая, пачка. Вы смотрите на слово или выражение на иностранном языке, затем смотрите на оборотную сторону, где написано его значение и/или перевод и пытаетесь запомнить эту информацию. Таким образом вы прорабатываете все пятьдесят штук. При желании вы можете вернуться к некоторым словам, если они показались вам сложными.
  2. На следующий день вы берете ту же главную пачку и теперь уже, когда вы берете карточку, вы не сразу смотрите перевод, а стараетесь сначала вспомнить это слово или выражение. Если это не удается, смотрите перевод и опять пытаетесь запомнить. Делаете это со всеми словами. Опять откладываете пачку.
  3. Вы повторяете слова из вашей главной пачки каждый день и постепенно будете запоминать перевод и значение некоторых слов. Вы откладываете эти выученные слова в отдельную пачку (на повторение), а в главную добавляете новые слова (карточки, которые вы заранее приготовили). Таким образом у вас уже сформировалось две пачки — основная, с которой вы работаете каждый день, и уже выученные слова. Основная пачка всегда остается примерно одинакового объема — примерно 50 карточек, а выученная медленно, но верно растет.
  4. Помните, что нужно периодически повторять уже выученные слова! Даже если вам кажется, что вы хорошо их запомнили, они еще достаточно свежи в вашей памяти и требуют внимания. Таким образом обеспечивается самый главный принцип работы с лексикой — рециркуляция, то есть за счет того, что вы постоянно видите и повторяете слова, вы их не забываете и они остаются в вашей памяти.
  5. Если вы хотите знать не только перевод слова, а учите для того, чтобы употреблять слова в речи, вы проделываете тот же алгоритм, только теперь смотрите на русское слово и пытаетесь вспомнить его английский эквивалент.

Как делать карточки

В первую очередь, рекомендую пользоваться хорошими словарями. Я принадлежу к стану преподавателей, которые считают, что перевод на родной язык важен для максимально точного понимания слова. Для экзамена вам предстоит выучить много абстрактных понятий, и пользуясь исключительно определениями на английском языке, вы рискуете упустить важные оттенки значения, которые очень важны в некоторых экзаменационных заданиях, особенно в GRE. Однако одного перевода тоже недостаточно. После того как вы посмотрели перевод, перейдите на англо-английский словарь, чтобы посмотреть произношение, коллокации (сочетания с другими словами), примеры употребления и синонимы.

Рекомендую следующие словари:

Multitran (с переводом на русский язык), Merriam-Webster’s, Cambridge Dictionary, Oxford English Dictionary

Итак, вы вооружены словарями и готовы делать карточки. У карточки две стороны — лицевая и оборотная. Существует много разных способов оформить карточку. Самый простой вариант — это дать слово и его перевод. Однако кроме этого можно указать еще много полезной информации — однокоренные слова, часть речи, определение на английском языке, пример употребления (предложение или фраза), синонимы, антонимы, похожие слова с другим значением. Поэтому оформление карточки будет зависеть как от самого слова, которое вы хотите выучить, так и от того, зачем оно вам нужно — для того, чтобы узнавать его в тексте или для того, чтобы со временем использовать в своей речи.

Посмотрим на разные варианты оформления словарных карточек.

1. Самый простой вариант — слово и его перевод — хорошо подходит для простых слов с одним значением, которое вам нужно выучить:

  • rickets – рахит
  • nigh – рядом, близко
  • collier – углекоп, шахтер
  • lattice – решетка, сетка

2. Для некоторых слов полезно будет дать несколько вариантов перевода, чтобы лучше понять значение слова и оттенки смысла:

  • excoriate – громить, разносить, очень сильно критиковать
  • rebuff – давать отпор, резко отклонять, отшить, осадить
  • humdrum — банальный, однообразный, рутинный
  • ostentatious – показной, пафосный, хвастливый

Чем больше уточнений вы дадите, тем легче будет понять, как употребляется слово:

  • covet – жаждать (чужого, недоступного)
  • full-bore — на максимальной скорости, с максимальной отдачей, полноценный, полномасштабный

3. Множество слов имеют несколько значений, поэтому обращайте на это внимание, когда будете работать со словарями:

Это могут быть близкие значения:

  • slanted – 1) наклоненный, косой; 2) пристрастный, искаженный
  • ponderous – 1) тяжелый, тяжеловесный; 2) громоздкий, неуклюжий; 3) нудный, тягучий

Не совсем близкие/совсем не близкие:

  • considered – 1) обдуманный, взвешенный; 2) уважаемый, признанный
  • cleave (to) – 1) оставаться верным, твердо придерживаться 2) расколоть, расщеплять

Иногда значений много и они мало связаны друг с другом:

  • careen – 1) крениться, наклоняться (в т.ч. для ремонта); 2) колебаться, пошатываться; 3) нестись, лететь
  • canniness – 1) осторожность; 2) проницательность; 3) профессионализм; 4) бережливость

4. В отдельных случаях (несмотря на то, что было сказано выше) вы можете почувствовать, что вместо перевода вам легче и лучше дать определение на английском языке:

  • compendium – сборник, справочник; a complete collection of facts, drawing on a particular subject
  • Kafkaesque – the absurdity we have to deal with living in a world of faceless bureaucracies
  • pyrrhic – achieved at excessive cost, costly to the point of negating or outweighing expected benefits
  • quintessence — а perfect/typical example of sth, a refined essence or extract
  • fixture – one that is expected to remain permanently in its position
  • irredenta – a region that is ethnically/historically related to one country, but is controlled politically by another

Если вы делаете карточки только для того, чтобы выучить побольше слов в сжатые сроки и не планируете вводить новые слова в речь, вы можете остановиться на этом пункте. Ваши карточки будут содержать самый минимум, который необходим для экзаменов.

Если же вас интересует более глубокая работа с лексикой, предлагаю посмотреть на дополнительную информацию, которая поможет нам в изучении слов — части речи, синонимы, примеры, словосочетания и так далее. Сразу отметим, что указывать эту информацию можно как на лицевой, так и на оборотной стороне — попробуйте разные варианты и посмотрите, что лучше подходит именно вам. Как правило, добавляя что-то к лицевой стороне, вы можете легче вспомнить слово, например, вспомнить значение по одному из синонимов. Добавляя информацию на оборотную сторону, вы дополнительно тренируете память, например, вспоминаете те же синонимы или коллокации.

5. Практически всегда будет хорошей идеей указать производные формы слова, то есть слова с тем же корнем и другими приставками и суффиксами. Это поможет вам запомнить несколько слов одновременно.

  • acquit sb of sth – 1) оправдывать (в чем-либо), выносить оправдательный приговор; 2) выполнять обязательства; Формы: acquittal, acquittance — освобождение от обязательства, погашение долга
  • allusion — ссылка, намек, косвенное указание; allude — ссылаться, подразумевать; allusive — иносказательный

Иногда производных форм может быть очень много:

  • arbor – дерево, древовидная структура; Формы: arboretum, arboriculture, arboreal, arborescent, arborescence

6. Производные формы не стоит путать с просто похожими словами, которые тоже можно указать вместе. Однако это работает не для всех. Одним студентам наличие трех похожих слов на одной карточке поможет их быстрее запомнить, а других полностью собьет с толку. Пробуйте разные варианты и смотрите, что больше подойдет вам.

Что лучше для этой тройки — три карточки или одна?

  • thearchy — правление бога
  • theocracy — власть религиозных лидеров
  • theocrasy – поклонение различным богам (the mixed worship of polytheism)

А для этой?

  • errant — странствующий, блуждающий
  • erratic — беспорядочный, ошибочный
  • erroneous — неправильный, ложный

Разумеется, слов может быть больше трех:

  • piteous — сострадательный, жалкий
  • pitiable — жалкий
  • pitiful — плачевный, скудный
  • pitiless — безжалостный
  • pittance — гроши, малое количество

Особенно коварны слова, различающиеся всего одной буквой:

  • loath – несклонный, делающий с неохотой
  • loathe — ненавидеть

7. В некоторых случаях полезно будет указать часть речи, особенно для слов, которые из-за их суффиксов можно перепутать с другими частями речи.

Например, глагол с существительным:

  • countenance (verb) — одобрять, поддерживать. Здесь сразу можно дать производное – антоним — discountenance (verb) – не одобрять, не поддержать
  • conjecture (noun and verb) – предположение, догадка
  • conjugate (noun, verb, adjective) — спрягаться, соединяться, соединенный, парный

Хорошо также указывать часть речи для наречий, которые могут иметь очень нестандартные формы:

  • askance (adv) – криво, косо искоса, с подозрением
  • akimbo (adv) – подбоченясь, руки на поясе

8. Что касается самих суффиксов, иногда они тоже могут помочь запомнить значение слова. Слова с одинаковыми суффиксами также можно выделять в одну группу:

Суффикс -ling Значение — молодой, неопытный, маленький

  • fledgling – оперившийся птенец, зеленый, неопытный
  • nestling — неоперившийся птенец, юнец
  • gosling – гусенок, глупыш, несмышленыш
  • underling — мелкая сошка, «шестерка»
  • stripling — юноша, юнец, малец
  • yearling – годовалый
  • kingling — царек, царенок (презр), a petty king

Суффикс -cide Значение — убийство

  • regicide – цареубийство
  • infanticide — детоубийство
  • fraternicide — братоубийство

9. Выше мы говорили о добавлении синонимов к слову. Но к некоторым словам так и тянет добавить антонимы. Не упускайте возможности выучить парочку новых слов. Например, если вы учите слово

concave, concavity – вогнутый, впалый, вогнутая поверхность, впадина, то к нему так и просится слово convex — выпуклый

Кстати, запомнить слово concave вам поможет ассоциация со словом cave – пещера, то есть впадина, вогнутая.

Это работает не только с антонимами, но и просто близкими терминами, которые так и хочется выучить вместе, например:

solstice – солнцестояние;

во-первых, сразу добавляем словосочетания:

the summer/winter solstice – летнее/зимнее солнцестояние

и, конечно, близкий термин, причем тоже со словосочетаниями

equinox — равноденствие; the spring/autumn equinox – весеннее/зимнее равноденствие

Если вам попалось слово wane (noun, verb) – ущерб, спад; уменьшаться, убывать (в том числе о луне); waning moon – убывающая луна, то добавьте к нему выражение-антоним waxing moon — растущая луна и заодно выучите слово to wax – расти, увеличиваться

10. По мере того, как вы будете учить слова, вы будете находить все больше и больше синонимов. Попробуйте добавлять синонимы на оборотную сторону карточки и таким образом, повторяя одно слово, вы также сразу повторите несколько его синонимов.

  • obsequious – раболепный, угодливый, пресмыкающийся; лизоблюд, подхалим; Синонимы: toady, sycophant, fawner, minion, hanger-on
  • recant – публично отрекаться, каяться; Синонимы: disavow, renounce, forswear, abdicate, abjure
  • dyed-in-the-wool – принципиальный, бескомпромиссный, убежденный; Синонимы: bred-in-the-bone, thoroughgoing, uncompromising
  • ruse – хитрость, уловка, лукавство; Синонимы: ploy, sleight, knavery

Если вы хорошо знаете слово, можно указывать только синонимы:

studiouspunctilious, sedulous, scholarly, cerebral

11. Некоторые слова имеют разные значения в British и American English. Для TOEFL и GRE нужно учить американский вариант, но вы можете добавить британский перевод, форму и произношение на всякий случай:

  • fib – выдумка, вранье, невинная ложь; BrE — колотить
  • tincture – настойка, оттенок, след; BrE informal – алкогольный напиток
  • sequester — изолировать, уединять; BrE to sequestrate
  • scurrilous BrE /ˈskʌrələs/ AmE /ˈskɜːrələs/ – клеветнический, грубый, непристойный, оскорбительный (разное произношение)

12. Следующий дополнительный элемент — транскрипция. Ее можно указывать для слов с нестандартным произношением:

  • hiatus /haɪˈeɪtəs/ – зияние, разрыв, пробел
  • leviathan /lɪˈvaɪəθən/ (noun) – нечто громадное, гигантское (a leviathan of a ship); морское чудовище
  • denouement /ˌdeɪnuːˈmɑːŋ/ — завершение, исход, развязка
  • gaffe /ɡæf/ – неуместный поступок, промах, прокол

13. Слова, которые вы хотите выучить и впоследствии употреблять в собственной речи, требуют особого подхода. Слова уровня GRE, как правило, уместно употреблять в определенных контекстах, поэтому если вы планируете ввести слово в свой активный словарь, вы можете:

a) Записать несколько устойчивых выражений (это, пожалуй, лучший вариант):

  • thereabouts – поблизости, около этого, в этом духе. Phrases: in May or thereabouts, all 50 or thereabouts, at two years old or thereabouts.
  • abysmal – ужасный, отвратительный; бездонный, беспредельный. Phrases: an abysmal failure, abysmal living conditions, abysmal ignorance.
  • dawdle – тянуть время, копаться, бездельничать. Phrases: dawdle the day away, dawdle over a cup of coffee. Synonyms: mess around, sit around.
  • exacting – требовательный, взыскательный, обременительный. Phrases: exacting standards/demands/requirements.
  • momentum – инерция, движущая сила импульс, толчок. Phrases: gain/gather momentum, give/maintain/lose momentum.

b) Добавить предложение с примером употребления:

  • proverbial – широко известный. Example: His modesty is proverbial.
  • resonate (with) – перекликаться, переплетаться; находить отклик. Examples: Martin Luther King Jr.’s name resonates in the heart of every American. The sounds of Beethoven’s 5th Symphony resonated through the house. (Source: LDOCE)

c) Глаголы и прилагательные для корректного употребления в речи обязательно записывайте с предлогами:

  • encroach on/upon — посягать, вторгаться
  • abscond from sth, with sth – скрываться, сбегать
  • traipse around/through/across – бесцельно бродить; synonym: trail

d) Опять же, если вы хорошо знаете слово и теперь хотите употреблять его в речи, можно записать только выражения — но много их!

  • oblivion – sink/slip/pass into oblivion, the oblivion of sleep, drink oneself into oblivion
  • verbiage /ˈvɜːrbi-ɪdʒ/ – meaningless verbiage, lose the issue in verbiage, a mountain of verbiage; сut out the excess verbiage.
  • ordeal – go through/undergo/face/endure/survive/recover from/subject sb to an ordeal, spare sb the ordeal of; a terrible/dreadful/long ordeal

14. Теперь разберем так называемые слова–ловушки. В процессе изучения слов для экзаменов очень важно не пропускать слова, которые на первый взгляд могут показаться слишком простыми, давно известными и хорошо знакомыми по русским калькам (то есть словам, которые были буквально переведены на русский язык с иностранного). Например, вы встретите множество слов, известных вам с уровня beginner, которые внезапно обретают новые значения:

  • couch (verb) – выражать, формулировать; His comments were couched in strong terms. Другие значения: взять наперевес, затаиться в засаде.
  • pan (verb) – сильно критиковать: to pan a performance
  • champion (verb) – защищать, отстаивать, бороться: She championed the cause of religious freedom.
  • telescope (verb) – сложить, сжимать выдвигать, раздвигать, складывать, втискивать: The process was telescoped into a few weeks
  • flag (verb) – слабеть, угасать, терять силы; flag sb/sth down – остановить машину

Это могут быть самые простые слова, от которых точно не ждешь подвоха:

  • doctor (verb) – подделать, фальсифицировать: He had doctored his passport to pass her off as his daughter. (LDOCE)
  • husband (verb) – экономно расходовать, беречь: Families have been husbanding their small reserves of food. (LDOCE)
  • table (verb) – представлять, выносить на обсуждение: to table a proposal/question/bill/measure

Иногда это будут кальки с английского, которые имеют совершенно другое значение:

  • albatross — источник тревоги, помеха, ярмо трудноустранимое препятствие. Synonym: encumbrance.
  • catholicity – всеобъемлющий характер, универсальность
  • zephyr – легкий ветерок; легкая ткань

Они даже могут маскироваться под формы прошедшего времени:

  • fell – свирепый, беспощадный, жестокий
  • studied – умышленный, преднамеренный, обдуманный, деланный

Особенно это важно для терминов, например, экономических:

  • liquidate — это не только ликвидировать, но и обанкротиться, погашать долг, выплачивать.
  • amortize – не амортизировать, а погашать, выплачивать: to amortize a loan; постепенно списывать – to amortize machinery.

Сюда же можно отнести такие слова, как nice, field, novel, minute, patron, to second, to inform, to qualifу, accessory, то есть таких слов достаточно много. Это не значит, что вам нужно заново проверять все слова, которые вы выучили до сегодняшнего момента, но если вы видите, что знакомое вам слово как-то по новому читается в контексте, не поленитесь и посмотрите его в словаре — нужное вам значение будет ближе к концу списка.

Кроме того, не ограничивайтесь простым переводом терминов, например, встретив слова elegy, rhapsody, epigram, не пишите просто «элегия, рапсодия, эпиграмма», убедитесь, что вы знаете значение этих слов:

  • epigram – выразительное краткое остроумное изречение.
  • rhapsody – рапсодия; значение: музыкальное произведение, написанное в свободном стиле.
  • pe’riphrasis – long words and phrases that are not necessary; Synonym: circumlocution
  • myrmidon – мирмидонянин; значение: приспешник, верный слуга
  • elegy – грустное стихотворение. Здесь же можно сразу выучить похожее слово: eulogy – хвалебная речь

15. Следующая группа — это слова с приставками, имеющими значение отрицания — un, in, im, ir, dis, mis и другие. Встречая такие слова, имеет смысл проверить, что происходит со словом без приставки.

Во многих случаях слова с приставкой и без нее будут иметь противоположные значения:

  • peccable – грешный, греховный; impeccable – безупречный
  • pervious – поддающийся, восприимчивый, проницаемый; impervious – непроницаемый, невосприимчивый
  • inscrutable – непостижимый, непроницаемый, таинственный; scrutable – познаваемый, поддающийся прочтению

Однако это не всегда так:

  • estimable – достойный уважения, достойный восхищения, почтенный, ценный
  • inestimable — не поддающийся оценке, неоценимый, бесценный
  • indolent – ленивый, праздный, вялый
  • dolent – печальный, горестный
  • famous – известный
  • infamous — бесславный, постыдный, позорный (обратите внимание на транскрипцию: /ˈɪnfəməs/ )

Это работает не только с отрицательными приставками:

  • redoubtable – устрашающий, внушающий уважение/страх
  • doubtable – сомнительный, неопределенный

Будьте особенно внимательны со словами, которые имеют одинаковое значение с отрицательной приставкой и без нее!

  • incandescent означает то же, что и candescent – раскаленный, накаленный добела, пылающий
  • flammable это то же самое, что и inflammable – легко воспламеняющийся, горючий

Также существование слова с приставкой не означает, что есть такое же слово без нее:

  • insolent – высокомерный, дерзкий, нахальный
  • solent – слово не существует
  • impudent – наглый, беспардонный
  • pudent – скромный, стыдливый — слово существует, но практически вышло из употребления

16. Теперь посмотрим на так называемые commonly confused words. Это, например, такие пары, как:

  • assent (noun, verb) – согласие, соглашаться
  • ascent (noun, verb) – подъем, подниматься
  • affect (verb) – влиять
  • effect (noun) – влияние
  • complement (noun, verb) – добавление, добавлять
  • compliment (noun) – комплимент

В книгах и в интернете можно найти много списков таких слов. Однако обращайте внимание и на другие похожие слова с разными значениями:

impassive — апатичный, спокойный (not exibiting feeling)

impassible — нечувствительный, бесстрастный, безучастный (not affected by feeling). Opposite: passible – способный страдать, чувствовать, впечатлительный

  • contemptible – презренный, низкий
  • contemptuous – выражающий презрение
  • circumspect – продуманный, осмотрительный
  • circumlocution – уклончивость, иносказание
  • circumvent — перехитрить, обойти, идти обходным путем
  • momentary – краткосрочный, мгновенный; a momentary pause/pain/pleasures/success/silence
  • momentous — очень важный, судьбоносный, знаковый; momentous occasion/event/decision
  • recure – повторно лечить
  • recur — еще раз случаться; (adjective: recurrent – повторяющийся).

17. Очень часто можно встретить рекомендации учить греческие и латинские корни и суффиксы для того, чтобы угадать значение незнакомого слова. Иногда это действительно помогает:

  • bib- (лат) – пить; imbibe (англ) — впитывать, впивать, употреблять алкоголь
  • radi- (лат) — луч, спица; radiance (англ) — сияние, блеск; radius (англ) — радиус

Однако иногда, взглянув на слово, вы можете ошибочно принять его корень слова за уже знакомый вам, поэтому всегда лучше проверить незнакомое слово в словаре:

  • attenuate (verb, adj) – истощать, изнурять, ослабить, смягчать, тонкий, вытянутый. Не имеет ничего общего с attention.
  • altercate – пререкаться, шумно спорить. Не имеет ничего общего с alternative.
  • parlous – опасный, рискованный, затруднительный. Не имеет ничего общего с корнем parl – говорить, обсуждать (например, parley — обсуждать, вести переговоры; parlance — манера выражаться, стиль речи).
  • sidereal – звездный, отн. к созвездиям. Не имеет никакого отношения ни к side, ни к real. Обратите внимание на произношение \sī-ˈdir-ē-əl\.

18. И наконец, одни из самых коварных слов — слова, которые каким-то непостижимым образом имеют противоположные значения:

  • nonplussed – ошеломленный, оторопелый; также informal AmE: невозмутимый, бесстрастный
  • unsparing – беспощадный (syn: merciless, pitiless, ruthless); также: щедрый, расточительный (syn: ungrudging, unstinting)
  • sanguine – оптимистичный, цветущий, живой (современное значение); также: кровожадный, кровавый (устаревшее, но вполне возможное для GRE).

Продолжать эту статью о лексических карточках можно бесконечно, но, пожалуй, я сделаю последнее замечание. На протяжении всей статьи я пыталась выделить главную мысль — при работе с лексикой будьте внимательны и не делайте поспешных выводов. Проверяйте все значения слова, его произношение, посмотрите его синонимы и антонимы. Чтобы начать употреблять слова в собственной речи, выписывайте их с устойчивыми выражениями и примерами употребления. Разумеется, все эти составляющие не поместятся на одной карточке. Более того, слишком перегружать ваши flashcards не надо. Выберите то, что вам кажется важным для конкретного слова и помните о самом важном — постоянно повторяйте то, что вы выучили!