Грамматика иногда создает впечатление одной из самых противоречивых областей в изучении иностранного языка. Вплоть до недавнего времени (а где-то и по сей день) обучение языку почти полностью складывалось из чтения, перевода и пересказа текстов и выполнения множества грамматических упражнений, в основном на раскрытие скобок в предложении и обратный (с русского на иностранный) перевод. Все это, разумеется, никак не помогало в развитии устной речи. Мы уже говорили о том, что для того, чтобы уметь писать — надо тренироваться писать, чтобы уметь говорить, надо работать на навыком устной речи и так далее. Поэтому ученики, прошедшие через описанный выше метод grammar-translation, то есть грамматико-переводной, в зависимости от своего усердия на уроках, умели с разной степенью виртуозности читать и переводить тексты и раскрывать скобки в предложениях.
Логично, что желания повторять такой опыт и терять время на ненужные навыки у учеников нет, и не согласиться с этим невозможно. Однако многие ударяются в другую крайность и заявляют о своем желании «учить язык без грамматики вообще».
Сразу скажем четко и твердо, что освоить язык без грамматики невозможно, и мы посмотрим далее почему. А вот избегать вороха бессмысленных нудных упражнений, заменяющих нормальное изучение языка, можно и нужно.
С лексикой, как мы говорили выше, обычно проблем не возникает — всем понятно, что без слов говорить невозможно. И если средства лексики нам нужны для того, чтобы назвать вещи, предметы и явления, то средства грамматики нужны для того, чтобы расположить их во времени и пространстве.
Набор слов в их исходных формах, конечно, даст нам примерное представление о том, что происходит:
We to leave five minute cat catch put carrier
мы уходить пять минута кошка ловить переноска класть
Но для того, чтобы у нас получилось внятное высказывание, мы должны придать словам нужную форму и расположить их в нужном порядке.
We are leaving in five minutes, catch the cat and put it into the carrier, please.
Для этого нам и требуются средства грамматики — от правил образования множественного числа существительных до временных форм глагола. Как мы видим, грамматика — это не бесполезные нудные правила и таблицы, а единственная возможность нормально донести мысль до собеседника. Если ваша цель общаться, то опять же стоит помнить о том, что люди, с которыми вы разговариваете, будь то носители или нет, не будут долго продираться сквозь набор слов и пытаться понять, относится ли «пришел завтра из Лондон» к прошедшему или настоящему времени. Поэтому наша цель — научиться говорить грамотно, чтобы нас понимали, и чтобы мы в свою очередь могли понять грамотную речь.
При этом с грамматикой можно и нужно дружить. Проговорим еще раз, что являет собой эта языковая система.
В широком понимании грамматические правила — это правила, по которым в языке образуются структуры. Например, предложение “switch off the computer” верно, в отличие от “the computer switch off”, потому что по правилам мы ставим дополнение после глагола. Зная это правило (и отработав его!), мы уже можем составлять бесчисленное количество грамотных предложений, в данном случае это структура «повелительное наклонение + дополнение», ограниченных только нашими знаниями слов. Для того, чтобы рассказать о чем-нибудь, что произошло вчера, в прошлом году или пару лет назад, нам понадобится другая структура, известная всем как Past Simple. Хвастаясь своей новой квартирой, которая больше и уютней предыдущей, мы не обойдемся без времени Present Continuous, сравнительной степени прилагательных и правил образования придаточных предложений: The apartment I’m renting now is much cheaper and cosier than the previous one, and it’s quite convenient to get to as well.
К изучению грамматики очень важно подходить осознанно. Во-первых, не надо учить правила ради самих правил. Сама по себе грамматика никому не нужна. Это не цель, а средство для того, чтобы придать словам нужную форму и связать их в предложении. Осваивая ее, важно идти от функций к структурам, как показывают примеры выше, а не наоборот, и понимать, для чего конкретно нам нужно то или иное грамматическое образование. То есть мы учим в первую очередь не Present Simple, а осваиваем грамматическое средство для того, чтобы говорить о повседневных регулярных действиях и фактах. Мы учим не типы условных предложений, а учимся грамотно говорить о событиях, которые произошли, не произошли или могли произойти при каких-либо условиях. И мы учим не reported speech, а смотрим, как правильно передать в своей речи то, что сказали другие люди. Другое дело, что простые грамматические термины — подлежащее, сказуемое, существительное, глагол, те же Present Simple и Past Perfect, легко запомнить для собственного удобства — они, как правило, будут нам нужны на протяжении всего курса.
Кроме того, грамматика английского языка — это очень логичная и стройная система. Если в работе с лексикой важна память, и для того, чтобы знать слова, их нужно запоминать, с грамматикой важно в первую очередь понять, как работает та или иная структура, и для чего она нужна. Это важно еще и потому, что правильно выстроенный курс идет от простого к сложному. Новая информация накладывается на те знания, которые уже есть, образуя стройную понятную систему. Поэтому так важно, чтобы любые структуры, будь то modal verbs или subjunctive mood, были поняты и хорошо отработаны, перед тем, как двигаться вперед. Это предполагает в первую очередь практику — и умеренное количество письменных заданий для первичного знакомства, и большое количество самых разнообразных устных упражнений.
Здесь кстати будет отметить, что «хорошо отработано» не означает полного отсутствия ошибок. Ошибки в речи были, есть и будут у всех учеников и на всех уровнях. Их количество и то, почему они совершаются — вот что имеет значение, когда преподаватель решает, стоит ли посвятить закреплению еще некоторое время или можно идти вперед.
Последнее, на чем хотелось бы остановиться, это минимальный объем грамматики, необходимый для общения. В статье про Vocabulary мы говорили о том, что базовый набор лексики включает около 2000 самых частотных слов и выражений, которые позволяют нам общаться в бытовых ситуациях. В случае с грамматикой это:
1) Самые необходимые слова — глагол-связка «быть», личные и притяжательные местоимения — я, ты, его, наш и т.д., предлоги места и времени — на, в, от и так далее;
2) Так называемые «времена», то есть конструкции, позволяющие сказать, кто что когда сделал: present simple, past simple, present continuous, present perfect, to be going to, will;
3) Степени сравнения прилагательных — быстрее, выше, сильнее, самый прекрасный и любимый и так далее;
4) Отсутствующая в русском языке, но очень распространенная в английском конструкция there is/there are, позволяющая нам сказать, что что-то где-то есть/находится;
5) Артикли — не все десятки правил употребления, а те, которые вписываются в контекст изучаемой темы (например, I am an accountant и I am the accountant имеют совершенный разный смысл и будут использоваться в разных ситуациях);
6) Модальные глаголы — can, must, should, would — все, что мы должны, можем, хотели бы. Эти модальные глаголы также являются частью множества устойчивых выражений, которые, как мы помним, надо учить целиком.
На первый взгляд, это не так уж и много. Однако, во-первых, только на усвоение этих конструкций уйдет совсем немало времени, а во-вторых, это как раз та самая «разговорная» грамматика, которая нужна для того, чтобы общаться. И если на этом наша цель достигнута и результат удовлетворяет, здесь вполне можно остановиться и не погружаться в дебри сложных предложений.
Как мы видим, при правильном подходе к изучению грамматики:
1. Мы понимаем, что мы учим, зачем и как это связано друг с другом.
2. Наша грамматика не лежит в голове мертвым грузом, а активно используется в речи.
3. Работа над грамматикой отлично интегрируется в наш коммуникативный курс, так как работая над ней, мы одновременно работаем над говорением.
4. Мы начинаем с самых нужных грамматических конструкций и работаем над их автоматизацией.
5. Все это помогает нам постепенно двигаться к нашей цели — fluent and accurate speech, то есть беглой и грамотной речи.