В этой статье мы поговорим о том, как учить лексику для подготовки к международным экзаменам, в частности для TOEFL и GRE, где брать нужные слова и выражения и как учить их с помощью списков, карточек и специальных учебников.
Тема повышения своего словарного запаса для экзаменов очень сложная и многогранная, поэтому во избежание недоразумений в начале нужно сделать несколько важных замечаний.
Active and Passive vocabulary
В первую очередь следует различать активный и пассивный словарный запас. Активный необходим для разговора и письма; пассивный — для чтения и понимания устной и письменной речи. Пассивный словарный запас всегда больше активного, то есть количество слов, которое мы можем узнать и понять, превышает то количество, которое мы можем употреблять в собственной речи. (В скобках заметим, что иногда такой перекос бывает очень велик — человек может понимать очень сложные тексты на иностранном языке, и при этом испытывает затруднения с тем, чтобы объясниться в ресторане или аэропорту). Отличный пример активного вокабуляра, над которым вам нужно работать для экзаменов — это так называемые transitions, то есть слова и выражения, необходимые для того, чтобы делать свою речь связной и структурированной, а также приводить примеры, показывать связь между причиной и следствием, уточнять вышесказанное, добавлять информацию и так далее. К transitions относятся такие выражения, как meanwhile, whereas, nevertheless, as a result, in other words, consequently, in summary, furthermore, in contrast, и многие другие. Так как вам необходимо будет употреблять эту лексику в своих устных ответах и эссе, она должна быть частью вашего активного словарного запаса, то есть вы будете вспоминать и применять эти слова в нужных контекстах. Более подробно мы обсуждали эту тему в статьях про подготовку к Speaking и Writing. Еще один пример — для экзаменов рекомендуется пополнить свой активный запас синонимами таких слов, как big, small, nice, interesting, important, good, bad и a lot of. Зная и употребляя вместо этих простых слов подходящие синонимы — massive, huge, voluminous, tiny, minute, appealing, affable, vital, crucial, significant, decent, proper, beneficial, terrible, awful, abysmal, a substantial amount/number of, a great deal of, ample amounts of, a plethora of, a wealth of – вы сможете намного точнее выражать свои мысли и сделать свою речь выразительнее.
Теперь обратим наше внимание на пассивный словарный запас. Для того, чтобы успешно сдать международный экзамен по английскому языку, этот пассивный запас должен быть достаточно обширен, так как нам придется читать сложные тексты и понимать устную речь, приближенную к речи носителей. Для TOEFL это будет лексика уровня Advanced, для GRE и GMAT – уровня Proficiency. В GRE, кроме сложных текстов, присутствуют также специальные лексические задания, где проверяется знание сложных редких слов и оттенков значения. Поэтому изучение сложной лексики практически всегда становится обязательной частью подготовки к экзамену.
Как увеличивать свой лексический запас
Существует несколько способов наращивать словарный запас. Самый естественный и он же самый эффективный — это последовательно и систематично учить иностранный язык и в процессе этого узнавать и запоминать новые слова и выражения. Если вы находитесь на уровне elementary, то будете учиться говорить о своей семье, работе и учебе, хобби и развлечениях и прочих темах, которые изучаются на этом уровне. Соответственно, вы будете знакомиться с лексикой, которая нужна, чтобы говорить на эти темы и — если вы занимаетесь методически правильно — эта лексика будет вам многократно встречаться и отрабатываться в разных контекстах, в том числе в текстах, устных и письменных упражнениях, аудио и видео и так далее. Таким образом, запоминание происходит естественным путем, за счет того, что вы часто видите и употребляете выражения. На других уровнях лексика будет соответствующей, но принципы ее запоминания и отработки останутся теми же.
Однако для подготовки к экзаменам — в меньшей степени TOEFL и в полной степени GRE – такой метод не работает. Дело в том, что здесь мы имеем дело с так называемой низкочастотной — low-frequency – лексикой. То есть в отличие от слов information, event, vehicle, increase, такие слова как relinquish, baffle, obstruct, immense (примеры слов для TOEFL) или тем более obfuscate, recrudescence, propitious, expostulate (примеры лексики для GRE) не встречаются нам постоянно в разных источниках. Для того, чтобы запомнить такие слова естественным путем, в процессе изучения языка, нужно посвятить этого годы, и заниматься английским постоянно, причем сосредоточиться именно на академическом английском. Понятно, что такой возможности у учеников нет. И здесь нам приходит на помощь другой метод — интенсивное заучивание слов списками с помощью специальных учебников и словарных карточек.
Сразу сделаю замечание по поводу времени — изучение слов списками с помощью специальных словарных карточек действительно занимает меньше времени, чем изучение в процессе последовательной работы над языком. Однако не стоит рассчитывать на то, что вы будете учить по сотне-другой слов в неделю. У мозга и памяти есть “пропускная способность” и все, что ее превышает, будет благополучно забываться, причем сразу.
О важности collocations
Существует еще одно важное различие между изучением слов для их последующего употребления и для их “узнавания” в текстах. Для того, чтобы ваша речь звучала грамотно и естественно, учить необходимо не изолированные слова, а collocations – уже готовые устойчивые сочетания слов. Количество collocations не поддается исчислению — их очень много, и они очень разнообразные. О них написаны целые тома, а здесь мы приведем лишь несколько примеров, чтобы было понятно, о чем идет речь — to a certain extent, give or take, can’t afford to buy something, hardly ever, to recommend that somebody do something/to recommend doing sth, to move at a glacial pace, to make/lose money hand over fist, in munite detail, и еще миллионы подобных сочетаний. Очень многие collocations – это сочетания предлогов и артиклей с глаголами, существительными и прилагательными, и по своему опыту изучения английского вы можете видеть, что эти сочетания не выводятся логическим путем — их можно только выучить наизусть, и заменять в них слова самостоятельно нельзя — получится “кривое” выражение. Например, можно сказать to a certain extent и to a certain degree, но нельзя заменить предлог и сказать as a certain degree.
К большому облегчению студентов, при заучивании лексики для понимания сложного материала, достаточно запомнить значение/перевод слова. Правда, это тоже не всегда просто, так как простые на первый взгляд слова могут иметь менее известные значения, и вообще, у одного слова может быть очень много значений, которые нужно знать. Обо всем этом с множеством примеров мы будем говорить в последующих статьях, где мы будем смотреть на то, как делать словарные карточки.
Вернемся к методам изучения слов и отметит еще одно обязательное условие этого процесса — постоянное повторение. Выше мы уже говорили, что учить слова десятками в день бесполезно — они просто не будут оседать в памяти. Однако те слова, которые вы достаточно уверенно помните, нужно постоянно повторять, иначе они тоже со временем уйдут в небытие. Вспомните, что мы говорили о сложной редкой лексике — слова, которые вы учите, относятся к разряду низкочастотных, то есть даже если вы дни напролет будете читать академическую литературу, вы не будете встречать все выученные слова настолько часто, чтобы они освежались в вашей памяти естественным образом. Соответственно, слова, которые не будут вам попадаться, будут забываться. Чтобы этого избежать, слова нужно повторять, и делать это тоже лучше всего с помощью уже упомянутых flashcards, то есть словарных карточек.
В этой статье мы поговорили об активном и пассивном словарном запасе и посмотрели на некоторые особенности изучения слов для экзаменов. Теперь рассмотрим практическую сторону дела — где брать слова для изучения, как делать карточки, и как с их помощью учить слова.