В этой статье мы подробно поговорим о части Reading — Чтение – экзамена SAT и посмотрим над какими навыками и стратегиями нужно работать в процессе подготовки. Этот раздел всегда идет первым и длится 65 минут.

Раздел Reading включает в себя шесть текстов — четыре отдельных текста и два парных текста по одной теме. К каждому тексту или паре текстов будет по 9-11 вопросов, всего вопросов будет 52. Примерный объем каждого текста — 500-750 слов.

Основные этапы работы с SAT Reading

  1. Сделать пробный тест и убедиться, что уровень языка соответствует необходимому.
  2. Определить свои сильные и слабые стороны.
  3. Познакомиться с материалом, с которым нам придется работать — типами текстов и типами вопросов.
  4. Работать над навыками и стратегиями работы с текстом и конкретными типами вопросов.
  5. Тренироваться с экзаменационными текстами и фиксировать свои ошибки.
  6. Выполнять полные тесты на время, анализировать ошибки и при необходимости возвращаться к четвертому шагу.

Рассмотрим эти этапы более подробно.

Проверка уровня английского языка

Перед тем, как приступать непосредственно к SAT, нужно убедиться, что ваш уровень языка соответствует этому экзамену. SAT – сложный тест, рассчитанный на носителей английского языка — американских школьников, поэтому приступать к подготовке нужно уже имея уровень Advanced. Для диагностики можно использовать один из пробных тестов SAT, который вы можете взять на сайте Collegeboard.org. Однако иногда результаты такого пробного теста бывают ниже, потому что он отсутствие опыта работы с подобными текстами и заданиями и отсутствие специфических навыков может сильно снизить балл и создать недостоверную картину. В качестве альтернативы вы можете использовать задания из учебника Cambridge Preparation for the TOEFL Test. Они достаточно сложные, поэтому если вы успешно справились с Cambridge TOEFL Reading, можно приступать к работе над SAT.

Результаты пробного теста также покажут, над чем нужно будет особенно усиленно работать. Это может быть увеличение словарного запаса, умение определить основную идею текста, умение найти детали, определить логические связи внутри текста и многие другие навыки, в том числе не имеющие непосредственного отношения к языку — например, умение сохранять концентрацию на протяжении всего текста. Эта информация поможет нам эффективнее спланировать нашу подготовку.

С каким материалом нам придется работать?

В SAT вы будете читать следующие типы текстов:

  • отрывок из художественной литературы — один текст, всегда идет первым
  • общественные науки (социология, психология, экономика, политические науки) — может сопровождаться таблицами/графиками
  • естественные науки (геология, биология, химия, физика, астрономия) — также может сопровождаться таблицами/графиками
  • исторические документы — обычно это парные тексты

Научные тексты не будут слишком «заумными» или сложными — они рассчитаны на educated laypeople – образованных обывателей. Вся информация для ответа на вопрос есть в тексте, дополнительных специальных знаний вам не понадобится. В то же время, чем лучше вы знакомы с общим контекстом, тем легче вам будет понять суть текста. Подробнее об этом в конце этой статьи.

Исторические документы принадлежат категории U.S. Founding Documents – это важнейшие документы из истории американского государства, а также The Great Global Conversation – это сочинения американских президентов и другие исторические труды и документы. Подробнее об этом вы можете прочитать в этой статье.

Что касается парных текстов, это будут два текста на близкие темы. Ваша задача — понять отношение между текстами. Например, один текст полностью или частично опровергает или поддерживает другой — какие-то взгляды будут совпадать, какие-то различаться. Либо один может описывать явление, а второй — более подробно рассматривать пример этого явления. Вопросы будут как по обоим текстам, так и по каждому отдельно.

Типы вопросов в SAT Reading

  • Main idea/Summary – определить основную мысль текста, зачем он был написан.
  • Detail/Factual questions – найти конкретную информацию в тексте.
  • Vocabulary in Context – выбрать наиболее подходящее значение слова для замены слова из текста.
  • Inference – сделать выводы из информации, определить, что автор не указывает прямо, а подразумевает.
  • Supporting Evidence – определить, какая часть в тексте может служить подтверждением ответа на предыдущий вопрос.
  • Extended Reasoning – применить логическое рассуждение из текста к новой ситуации.
  • Function/purpose questions – определить, зачем в текст включены определенные элементы, в чем их роль.
  • Rhetorical strategy/Passage organization – определить, как организован текст и как это влияет на аргументацию автора.
  • Tone and Attitude – отношение автора к рассматриваемой теме, тон высказываний.
  • Graphics and Data Analysis – интерпретация данных в графиках и таблицах. Вопросы могут быть как по графикам отдельно, так и на сопоставление информации из текста и графика.
  • Для парных отрывков наиболее часто встречающиеся вопросы — это “Which choice best describes the relationship between the two passages?”, “How would the author of Passage 1 respond to the author of Passage 2?” (or vice versa), “On which of the following points would the authors of both passages most likely agree (or disagree)?”

Для каждого типа вопроса существуют свои навыки и стратегии, которые помогут вам быстрее прийти к правильному ответу и избежать ловушек. Кроме того, важно натренировать навыки работы с текстом в целом.

Какие навыки тестирует SAT Reading?

Исходя из вышеперечисленных типов вопросов, можно определить основные навыки работы с текстом:

  • Понять структуру текста, связь и логические переходы между идеями (очень важный навык!)
  • Найти и понять основную мысль текста (main idea questions).
  • Найти в тексте конкретную информацию (detail questions).
  • Понять, как автор выстраивает свою аргументацию, какие средства он использует для того, чтобы познакомить нас с его точкой зрения и обосновать ее (rhetoric reading).
  • Увидеть, как выбор слов и выражений, структура предложений и стиль высказывания влияют на значение текста.
  • Делать выводы на основе информации из текста (inference questions).
  • Держать в уме много точек зрения и понимать отношения между ними.

Как правильно читать тексты

Начать стоит с очень важного навыка, который я назвала бы «взаимодействие с текстом». Когда вы в первый раз читаете текст, первое, что нужно сделать — это увидеть the big picture, то есть определить зачем этот текст был написан, какова его основная идея и как он структурирован. В процессе чтения вы составляете mental map of the passage, который поможет вам увидеть как соотносятся детали в тексте.

Читая введение, ответьте на вопросы: «Какую проблему ставит автор?», «О чем он собирается писать свой текст?» Читая последующие параграфы, обращайте внимание на то, как он обосновывает он свою точку зрения, какие примеры приводит в ее защиту. Не фокусируйтесь в это время на деталях — вы посмотрите на них позже. Смотрите также на структуру текста и логические переходы внутри текста — как автор организовал свое повествование? Что он делает в своем тексте — знакомит нас с какой-то проблемой или явлением, защищает свою точку зрения либо вводит новую точку зрения, новую идею и спорит с ней, дает взгляд на проблему и объясняет причину и следствие или приводит доводы за и против, описывает события в хронологическом порядке? Например, научные и исторические тексты часто следуют такой структуре: основная идея — различные теории или взгляды на проблему — примеры в поддержку теории — выводы автора по рассматриваемой теме. Также поищите в тексте the turning point – некий переломный момент — важное событие в жизни главного героя, информация, которая проливает свет на проблему, причина, по которой старая теория уже не работает и нечто похожее. Перед тем, как разбираться с хитросплетениями событий и деталей, крайне важно проделать эту работу, так как это поможет вам легче воспринимать текст как единое целое и вспомнить где была конкретная информация.

Если вам не хватает времени на то, чтобы внимательно прочитать текст и ответить на все вопросы, можно сделать так: медленно прочитать introduction, далее первое и последнее предложения каждого параграфа и заключение, особенно последние предложения — как правило, там повторяется основная идея текста. Это даст вам общее впечатление о тексте и позволит сформировать тот самый mental map of the passage. Этот метод работает со всеми типами текстов, кроме fiction — отрывка из художественной литературы.

Стратегии работы с текстом

Какой бы метод вы ни выбрали, при первом знакомстве с текстом вам помогут такие стратегии:

  • Очень внимательно прочитать введение и определить цель автора — зачем он написал этот текст и о чем сейчас будет говорить в последующих параграфах.
  • Обращать внимание на слова-связки (transitions) — moreover, however, consequently, as a result, in contrast, etc – они покажут вам те самые логические переходы внутри текста.
  • Обращать внимание на ключевые слова, которые автор использует, чтобы привлечь наше внимание к важной информации — point, goal, intention, important, significant, crucial, key.
  • Смотреть на strong language – такие слова как также always, never, everybody, 100%.
  • Набросать на черновике очень краткое содержание текста — тот самый mental map, где вы обозначите основные идеи, детали и логические связи.
  • Обязательно читать italicized blurb – вводную информацию о тексте, которая расскажет об эпохе и авторе.
  • Анализировать персонажей — их характеристики, поведение, отношение автора к персонажу, взаимодействие между персонажами в тексте.

Что еще важно помнить при работе с текстом?

  • Встречая в тексте сложные непонятные вам кусочки, не перечитывайте их много раз, идите дальше, даже если что-то остается непонятным. Возможно, эта информация и не встретится вам в вопросах — зачем тратить лишнее время? В том случае, если она все-таки встретится, все равно лучше на некоторое время оставить сложный кусок и посмотреть на него чуть позже свежим взглядом — возможно, вы что-то упустили при первом прочтении, либо не хватало контекста для понимания.
  • Ни в коем случае не пропускайте чтение текста и не переходите сразу к вопросам — SAT в первую очередь проверяет, насколько вы видите общую картину происходящего и какая связь есть в тексте между идеями, а уловить это без широкого контекста невозможно. Также не следует рассматривать графики и таблицы до того, как вы прочтете текст.
  • Пользуйтесь всеми возможностями бумажного текста — вы можете подчеркивать, обводить, рисовать стрелки, вычеркивать, ставить вопросы и восклицательные знаки — то есть работать с текстом так, чтобы вам легче было увидеть полную картину, детали и логически переходы.
  • Никогда не додумывайте за автора и не добавляйте в тексте того, чего там нет. Вся нужная информация для ответа есть в тексте.

Стратегии работы с вопросами

Теперь посмотрим на общие стратегии работы со всеми типами вопросов. Общая последовательность действий будет такой:

В первую очередь, конечно, нужно внимательно прочитать вопрос.

Далее вы можете:

  • Вернуться к тексту и найти там нужную информацию и выбрать правильный ответ.
  • Постараться предложить свой ответ, сравнить его с предложенными вариантами и проверить свою догадку в тексте.
  • Если не получается выбрать правильный ответ, можно попробовать process of elimination, то есть исключить явно неправильные ответы и таким образом прийти к верному.

Неправильные ответы на SAT Reading

Здесь нам поможет знание того, какие бывают неправильные ответы. Выше мы говорили, что материал для ответа на вопрос всегда есть в тексте. Поэтому при внимательном прочтении вы всегда сможете найти информацию для обоснования правильного ответа и опровержения неправильного. Составители тестов не скупятся на ловушки и подводные камни, и наша задача — распознать их и не дать нас запутать. Для этого полезно знать, какие бывают неправильные ответы:

  • Ответ не по теме.
  • Ответ есть в тексте, но не отвечает на заданный вопрос.
  • Слишком широкий/слишком узкий, то есть включает лишнюю информацию или, наоборот, отсутствуют нужные уточнения.
  • Ответ частично правильный — половина верна, половина нет.
  • Недостаточно информации в тексте, чтобы подтвердить ответ (особенно для factual и inference questions).
  • General truth, то есть верное утверждение само по себе, но не имеет отношения к вопросу.
  • В ответе много слов и фраз из текста, но сформулирован он неправильно. Ловушка для тех, кто пытается «зацепиться» за знакомые слова.
  • Ответ «звучит» правдоподобно, но при ближайшем рассмотрении оказывается неправильным. Ловушка для тех, кто полагается на первое прочтение и свою память и не перепроверяйте варианты.

Как бы это странно ни звучало, всегда внимательно читайте все варианты ответа перед тем, как сделать свой выбор. Иногда может показаться, что вот он правильный ответ, и лучше и быть не может, и для экономии времени вы выбираете его и двигаетесь дальше. Однако это может быть ловушкой. Поэтому никогда не выбирайте ответ не прочитав все варианты.

Иногда все четыре варианта могут показаться не совсем подходящими. Однако правильный ответ так или иначе среди них. Обращайте внимание на формулировку вопроса — очень часто там написано Choose the answer that best supports/describes… “Best supports” означает, что теоретически, на вопрос могут существовать и более точные ответы, и ваша задача — выбрать не идеальный, а лучший ответ из представленных.

Общие стратегии для SAT Reading

Теперь перейдем к более общим образовательным стратегиям.

Time management – грамотное распределение отведенного времени. Как мы говорили в начале статьи, на шесть текстов у вас будет 65 минут. В пересчете на количество вопросов у нас получается 1 минута 15 секунд на вопрос, но лучше ориентироваться на 13 минут на блок текст плюс вопросы. В первую очередь, очень важно вовремя начать тренировки на время — к таймеру и временным ограничениям важно привыкнуть заранее. Дальнейшие стратегии будут определяться вашей конкретной ситуацией. На SAT вы можете делать тексты в любом порядке. Поэтому при работе с текстами нужно отмечать какие типы текстов и вопросы даются вам легче, а какие сложнее, что получается быстро, а на что требуется больше времени.

Например, в процессе тренировок мы выяснили, что определенные тексты даются вам легче или сложнее, чем другие — например, вам сложнее всего с графиками или историческими документами. Зная, на чем вы чаще всего «застреваете», мы сможем выработать правильную стратегию и определить, с каких текстов начинать, на что оставить больше времени, и что лучше пропустить и оставить на потом. С «оставлением на потом» тоже не все так просто — с одной стороны, не стоит застревать на сложных вопросах и терять на них много времени — так вы пропустите вопросы, на которые вы могли бы ответить правильно. С другой стороны, если вы оставляете вопрос на потом и возвращаетесь к нему, вам нужно заново перечитывать и вспоминать кусок текста. В процессе тренировок вы научитесь определять, сколько думать над сложным вопросом и когда уже стоит отложить вопрос. Ваша стратегия также будет зависеть от нужного вам балла — если вас устроит средний балл, возможно, есть смысл пропустить самое сложное. Однако для того, чтобы иметь это пространство для маневрирования, нужно хорошо понимать, ЧТО для вас будет самым сложным.

Работа с Error Log — фиксация неправильных ответов и сложных вопросов с целью их последующей отработки.

Навык концентрации. Тексты в SAT длинные и сложные, поэтому вас ждет 65 минут интенсивного и внимательного к деталям чтения. Нужно выработать привычку не скользить поверхностно по тексту, а читать вдумчиво, сохраняя концентрацию на протяжении всей раздела.

Последние два пункта относятся ко всем разделам и освещены в статье про программу подготовки к SAT.

Работа с аутентичными материалами

И последняя очень важная составляющая подготовки к SAT Reading, которую мы рассмотрим – это регулярное чтение сложного материала на английском языке. Работа со сложными текстами по различным темам должна стать вашей новой привычкой. Это не только улучшит сам навык чтения, но и даст вам background knowledge, то есть расширит ваш кругозор и поможет лучше понимать экзаменационные тексты. Конечно, с одной стороны, в тексте всегда есть все необходимое для ответа на вопрос. С другой стороны, чем лучше вы знакомы с общим историческим контекстом, понятиями и терминами, определенной научной темой, тем легче вам будет прочитать и понять сложный текст.

Дополнительная литература для чтения

Помните, что экзамен рассчитан на американских школьников, которые в той или иной степени знакомы с темами, которые включены в SAT, особенно американской историей. Вы можете читать классическую литературу (Jane Austen, Charlotte and Anne Bronte, Charles Dickens), тексты на гуманитарную тематику, например, на ресурсе Arts and Letters Daily, научно-популярные тексты и качественную периодику, например, The New York Times, The Economist, Scientific American, National Geographic, Newsweek, Time Magazine, The Atlantic Monthly, Discover Magazine. Важно сделать это своей новой привычкой — выбрать наиболее подходящие вам ресурсы и выделить время для регулярного чтения.

Хорошее уровень языка, уверенное владение всеми стратегиями работы с текстом и вопросами, знание возможных ловушек и собственных сильных и слабых сторон, грамотное распределение времени, умение сохранять концентрацию — все это поможет вам справиться с разделом SAT Reading и получить высокий балл.

Читайте также:

SAT Grammar – содержание и задания раздела Грамматика и стилистика.

SAT Math – содержание и задания раздела Математика (с калькулятором и без калькулятора).

Подготовка к SAT – информация об индивидуальном курсе подготовки к SAT, запись на занятия.

Программа подготовки к SAT – план подготовки, который включает все знания, стратегии и навыки, необходимые для успешной сдачи экзамена.