Этот вопрос преподаватели слышат от учеников едва ли не чаще всего, и он взят в кавычки здесь не случайно. Строго говоря, выучить язык невозможно в принципе — действие «выучить» предполагает завершенность и ограниченность объекта, на который направлено изучение. Язык же это необъятный объем знаний, который, к тому же, постоянно меняется и пополняется. В то же время его можно успешно осваивать и овладеть им на очень высоком уровне. Мы отдельно рассмотрим то, из чего складывается владение иностранным языком, а здесь опишем основные факторы, которые способствуют его успешному освоению.
На первое место я бы поставила понимание того, что такое в принципе изучение иностранного языка и правильный настрой на работу. В методике преподавания есть такое понятие как «learner’s beliefs», то есть представления учеников о том, как должен происходить процесс обучения. Может показаться парадоксальным, но именно вредные убеждения очень часто становятся одним из главных препятствий на пути к владению языком. Их много, и они будут подробно рассмотрены в отдельной статье, а здесь я обращаю ваше внимание на самое главное, что нужно понимать перед тем, как браться за любой иностранный язык — это то, что вам предстоит долгая и упорная работа. Достигнуть каких бы то ни было значимых результатов, не прилагая усилий невозможно. Это труд, который потребует от вас вложения времени и сил, терпения и прилежания. Иностранный язык и «быстро, легко, весело» — вещи, к сожалению для учеников, несовместимые. Это совершенно не означает, что эффективные уроки будут скучными. Обилие современных интересных материалов, в том числе аутентичных, методические игры и различные виды упражнений, аудио и видео, смена деятельности позволяют организовать интересные и увлекательные занятия.
Следующее условие — регулярность занятий и отсутствие длительных перерывов в обучении.
Важность систематической работы над языком невозможно переоценить. Как правило, для хорошего результата необходимы занятия через день — два раза в неделю с преподавателем и два раза самостоятельно в другие, свободные от уроков дни, что означает примерно шесть — семь астрономических часов в неделю. Это количество кажется обманчиво маленьким. На самом деле, именно отсутствие времени или нежелание его выделить становится следующим по распространенности препятствием на пути изучения языка.
Почему так важно не пропускать уроки и зачем нам нужно столько времени?
На других страницах мы подробно говорим о знаниях и навыках, собственно составляющих владение языком — для того, чтобы говорить, читать, писать и понимать обращенную к нам речь, нам нужны слова, много слов, а для их запоминания — так же много самых разнообразных устных и письменных упражнений. Изучение лексики требует ее постоянного повторения и применения в различных контекстах. То же верно для грамматики — свободное употребление конструкции требует длительных тренировок. А понятие «навык» говорит само за себя — его можно приобрести только путем многократного повторения действия. То, что мы выучили на уроке во вторник, надо повторить в среду, чтобы потом в пятницу мы могли вернуться к этим знаниям, закрепить их и идти дальше. Эти «пятничные» знания будут закреплены на выходных, и в следующий вторник мы пойдем еще дальше, вот так по кирпичикам выстраивая то, что нам нужно. Без домашней работы и при частых пропусках усваивается очень маленький объем информации и движение идет очень медленно — вместо того, чтобы на уроке учить новое, мы возвращаемся к неусвоенному и неизбежно топчемся на месте. Кроме того, в иностранном языке новое всегда накладывается на уже пройденное, а если это пройденное вместо крепкого фундамента являет собой хаотичную массу, естественно, что дальнейшая «стройка» тормозится, а иногда становится и вовсе невозможной.
Очень много времени уходит также на переучивание — если по каким-то причинам ученик неправильно произносит или читает слова (например, знакомая многим путаница между буквосочетаниями th и wh), или у него закрепилась неверная грамматическая конструкция (самый простой пример — отсутствие окончания -s в третьем лице Present Simple, отсутствие глагола to be в качестве связки, или, наоборот, использование его без необходимости), единственный способ бороться с этим — неустанно повторять, каждый день, пока новый, правильный навык не перебьет старый.
Именно из-за необходимости постоянно работать над произношением, повторять слова, выражения, грамматические конструкции, встраивать этот материал в новые контексты, и тренироваться в говорении, аудировании, чтении и письме, нам нужно уделять языку так много времени, не пропускать занятия и делать домашнее задание.
Системный подход и грамотно составленная программа
Учебный курс должен представлять собой не случайный набор материалов и упражнений, а грамотно организованную систему. Он соответствует вашей цели и составлен без перекосов, то есть в нем уделяется внимание набору лексики, изучению грамматики, тренировке произношения и развитию всех навыков (мы помним, что «просто говорить» и «учить без грамматики» нельзя). Движение идет от простого к сложному, усвоенное постоянно повторяется, естественным образом объединяясь с новыми знаниями. Кроме того, материал соответствует уровню и дается в правильных объемах. Если давать мало — курс неоправданно затягивается. Когда же мозг получает больше информации, чем может обработать, он просто отбрасывает лишнее, а мы остаемся с потерянным временем, усталостью и без результата.
На сегодняшний день лучший способ структурировать обучение — это использовать специальные пособия, составленные методистами для изучения General English, то есть общего английского. Их огромное количество — среди них широко известные New Headway, Language Leader, Speakout, New Cutting Edge, Outcomes, Reward, Upstream и другие. Подбирать их нужно исходя из целей и потребностей ученика. Но одного учебника, каким бы замечательным он ни был, конечно же, всегда мало. К основному курсу добавляются дополнительные материалы (из других пособий и аутентичные)— тексты для чтения, аудио и видео, упражнения по грамматике и развитию всех навыков.
Активная работа на уроке.
Как показывает практика, знания усваиваются намного лучше, если они не преподнесены в готовом виде, а добываются напряженным умственным трудом. Работа, при которой ученику не даются правила и готовые решения, а создаются условия, при которых он сам, опираясь на уже имеющиеся знания, выводит правила, эффективнее в долгосрочной перспективе. Все это предполагает активную работу на уроке, для которой надо быть бодрым и открытым к новым знаниям.
Безусловно, существует множество других факторов, влияющих на скорость и качество обучения. Это природные способности (память, музыкальный слух, гибкость артикуляционного аппарата, логика), начальный уровень, мотивация, возраст, интенсивность работы, квалификация преподавателя, доступные материалы и другие. Однако для большинства учеников они имеют второстепенное значение. Даже самый способный, полный желания заговорить на английском ученик, с выписанным из Оксфорда профессором, не продвинется ни на йоту, если будет пропускать уроки, плохо работать и ждать, что язык сам волшебным образом окажется в его голове.
Теперь мы можем посмотреть на то, как, собственно, происходит освоение английского языка.