Как происходит освоение иностранного языка.

В первую очередь познакомимся с главными «составляющими» языка — это три языковые системы и четыре языковых навыка.

К языковым системам относят

Фонетику (произношение)

Лексику (словарный запас)

Грамматику

К языковым навыкам относят

Чтение

Письмо

Аудирование

Говорение

Языковые навыки делят на относящиеся к письменной речи (чтение и письмо) и устной речи (говорение и аудирование), а также на продуктивные (говорение и письмо — мы производим речь) и рецептивные (чтение и аудирование — мы воспринимаем речь).

Изучение языка предполагает последовательное изучение всех трех систем и отработку всех навыков. В очень упрощенном виде это выглядит так:

1. Знакомство с лексической единицей/грамматической структурой. На этом этапе мы просто узнаем, что, например, для того, чтобы рассказать на английском о том, что произошло вчера или на прошлой неделе нам нужно время Past Simple; для того, чтобы выразить сожаление о том, что случилось или недовольство тем, что происходит, нам понадобятся структуры I wish/if only, и так далее. Очень важно, чтобы эта информация не поступала в готовом виде от преподавателя и пассивно воспринималась учениками, а «добывалась» с помощью специальных упражнений и подсказок. При этом при изучении нового мы, как правило, всегда опираемся на уже освоенное. Например, Present Continuous нельзя учить без знания глагола to be, а времена группы Perfect Continuous изучаются с опорой и в сравнении с простыми перфектными конструкциями.

На этапе знакомства мы также смотрим, как эти выражения/структуры используются в английском языке, учим правила их образования и употребления. Если речь идет о лексике, тщательно отрабатываем произношение.

2. Новый материал отрабатывается с помощью письменных упражнений. Это хорошо знакомые многим скобки в конце предложений, слова в рамочке, которые надо вставить в предложения и прочие. Задача — в спокойной обстановке поближе познакомиться с тем, что мы выучили и тренироваться в использовании. Вопросы, возникающие на этом этапе, подробно разбираются, и вот уже новое становится более знакомым и менее сложным.

3. После этого мы уже готовы к работе над новым материалом с помощью устных упражнений с использованием scaffolding. Scaffolding — это строительные леса, в методике же этот термин означает вспомогательные материалы, облегчающие выполнение устного упражнения, например, карточки со специальными подсказками или картинками. Этот этап называется controlled speaking, то есть контролируемое говорение. Мы помним, что один из важнейших правил освоения языка — это поступательность, поэтому простые упражнения должны всегда предшествовать более сложным.

4. Постепенно убирая scaffolding, мы подходим к так называемому free speaking — свободному говорению, которое все также направлено на усвоение лексики/грамматики, которую мы учим. Здесь уже использование вспомогательных материалов не предусмотрено, и ученик опирается на полученные ранее знания.

Если на каком-то этапе задания вызывают сильные затруднения, следует вернуться к предыдущему этапу и доучить/доразбирать/дотренировать то, что было не усвоено.

Логично, что если остановиться на первом этапе, то мы будем только узнавать новые слова/конструкции в письменной речи и иногда в устной. Для того, что вывести их в речь и самому говорить/писать, необходимо проделать следующие этапы. Сразу хотелось бы отметить, что чтение и аудирование — это не только “узнавание” знакомого материала в тексте/потоке речи, а говорение — не вокализация лексики и грамматики. Все четыре навыка включают в себя множество поднавыков, которые требуют отдельной тренировки. Еще одно условие успешной работы — постоянная рециркуляция материала, то есть изученное встречается нам в новых контекстах и повторяется, чтобы мы не забыли то, что выучили.

Подробного рассмотрения заслуживают все семь элементов языка, но пока мы остановимся подробнее на лексике, грамматике, аудировании и говорении.